ваш IT юрист, юридическое обслуживание IT 

LinkedIn

“Спокойствие, только спокойствие” или налоговые изменения 2016 года

“У нас есть такая традиция — каждый год обсуждать налоговый кодекс Украины”, а то и каждые пол года. И анализировать новшества в налоговом законодательстве начали еще за долго до их принятия. В этом году, Депутатам Верховной Рады только с третьей попытки удалось принять проект изменений в Налоговый кодекс, которые стали основой для бюджета Украины на 2016 год. В связи с тем, что между правительством и депутатами не было согласовано какой же все таки проект будет положен в основу реформирования страны —  полноценной налоговой реформы провести не удалось. Однако были приняты изменения по налоговым ставкам, а также повышению акциза. Более детально — далее.

“Не реви, только не реви”

Пожалуй самый обсуждаемый вопрос, который подымался относительно налоговых изменений это: “Что будет с группами СПД (субъекты предпринимательской деятельности)?” и “Какие буду налоги на упрощенной системе налогообложения?”. Массовой пертурбации с группами СПД не произошло, однако “пороги” доходов и налоговые ставки все таки потерпели изменения.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

примечание

положение

(2015 год)

примечание

положение

(2016 год)

п. 293.2 НКУ

1-2 группы –

10–20% размеру минимальной заработной платы (МЗП) соответственно

п. 293.2 НКУ

1-2 группы –

10–20% размеру МЗП соответственно

п. 291.4 та п. 293.3 НКУ

3 группа —  (предприниматели с годовым доходом до 20 млн.грн.):

2% дохода с НДС,

4% дохода без НДС

п. 291.4 та п. 293.3 НКУ

3 группа — (предприниматели с годовым доходом до 5 млн.грн.):

3% дохода с НДС,

5% доходу без НДС

п. 293.9 НКУ

4 группа -

0,09–3% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель)

п. 293.9 НКУ

4 группа-

0,16–5,4% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель)

Не стоит забывать и про РРО (регистратор расчетных операций), об использовании которых, часто напоминает Государственная налоговая инспекция г.Киева. На официальном сайте ГФС в заявлении указывается, что с 1 января 2016 года заканчивается адаптационный период по доработке и замене РРО.

В противном случаи, согласно п.5 ст. 17 Закону Украины “Про использование РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг” предусмотрена ответственность в размере 10-и не облагаемых минимумов доходов граждан (170грн.).

Также органами ГФС было предоставлено официальное разъяснение касательно вопросов применения РРО. Было указано, что основным изменением является то, что в соответствии с пунктом 296.10 НКУ плательщики единого налога второй и третьей групп СПД при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют РРО.

Стоит напомним, что с 1 июля 2015 года плательщики единого налога ІІІ группы, осуществляющие расчетные операции за товары, работы, услуги (кроме торговли на рынках и передвижной торговли), обязаны были начать проводить такие операции через зарегистрированные РРО. 1 января 2016 года к ним должна была присоединиться II группа. Однако, все изменилось с принятием Закона № 569, который позволил не применять РРО единщикам с оборотом до 1 млн грн. И применять РРО вторая и третья группы плательщиков единого налога должны в случае превышения миллионного дохода с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения.

О всех тонкостях ЕСВ и НДФЛ

Кардинальных изменений потерпел единый социальный взнос (ЕСВ), который оплачивается работодателем. Суть подобных изменений направлена в основном на уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, которое существует на сегодняшний день. Как результат — это должно привести к “выходу из тени” заработных плат, а также созданию условий, при которых оплата труда будет осуществляться НЕ в конвертах.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС (оплачивает работодатель)*

примечание

положение

примечание

положение

ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

34,7% – 49,7%

ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

22%

ч. 7 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

3,6%

Упразднено

-

МАКСИМАЛЬНА БАЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗНОСА

ч. 4 ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

17

размеров прожиточного минимума

ч. 4 ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное  страхование»

25

размеров прожиточного минимума

(34450 грн. с 01.01.2016 р.)

* Кроме того, стоит отметить, что понижающий коэффициент по единому социальному взносу, который был предусмотрен с 01.01.2016 г.. в размере 0,6 — отменен.

В след за единым социальном взносом, изменились налоговые ставки на доходы граждан. Теперь они не зависят от базы налогообложения.

И конечно же далеко не самая приятная новость, которая берет свое начало еще с декабря 2014 года, это обложение налогом пенсионные начисления граждан.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ*

примечание

положение

примечание

положение

п. 167.1 НКУ

15% та 20%

п. 167.1 НКУ

18% (независимо от базы налогообложения)

в 2017г. — 17%.

пп. 167.5.2 НКУ

5% дивиденды, в случае если они начисляются плательщиками налога на прибыль предприятий

пп. 167.5.2 НКУ

5% дивиденды, в случае если они начисляются плательщиками налога на прибыль предприятий

пп. 167.5.1 НКУ

20% пассивные доходы, в т.ч. депозиты

пп. 167.5.1 НКУ

20% пассивные доходы, в т.ч. депозиты

пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ

15% (в случаи превышения 3-х минимальных заработных плат)

пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ

15% (в случаи превышения 3-х минимальных заработных плат)

Происходит расширение перечня доходов, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода:

  • Средствами, предоставляемых международной финансовой организацией в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережения в рамках реализации в Украине соответствующих проектов;

  • Суммой, прощенной (аннулированной) кредитором в порядке, предусмотренном Законом Украины «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученные на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты) ». (пп. 165.1.57. — 165.1.59. НКУ)

Не стоит забывать и о военном сборе, который появился с принятием  Закона Украины от 31 июля 2014 года № 1621 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты»

Стоит подчеркнуть, что военный сбор продлен практически на неопределенный срок и по прежнему будет изыматься в 2016 году согласно п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины.

ВОЕННЫЙ СБОР

примечание

положение

примечание

положение

п.161 подраздел 10 разд. ХХ НКУ

1,5%

п.161 подраздел 10 разд. ХХ НКУ

1,5%

Как сообщила официальная пресс-служба органов ГФС — за январь-ноябрь 2015 года в Государственный бюджет Украины поступило 8 052,9 млн. грн. военного сбора. Это на 15% больше индикативного показателя.

“О брат, это жулики!” или акцизные ставки 2016 года

Если не брать в расчет “сухую” статистику и таблицу с цифрами, то в основном ожидается существенное увеличение размера ставок на спиртные напитки, табак и табачные изделия — как результат, повышение цен на данные продукты.

В дальнейшем акциз планируют повышать на 5% каждый год вплоть до 2020 года.

Как сообщалось, по словам главы ассоциации «Укрводка» Владимира Остапюка, в случае повышения акциза минимальная цена бутылки водки 0,5 л составит 90 грн, а трехзвездочного коньяка – 150 грн. Эксперт отметил, что повышение цен приведет к существенному росту уровня теневой экономики в алкогольной отрасли.

АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ

Опись товара (продукции) согласно УКТ ВЭД

Старая ставка налога

Новая ставка налога

Пиво из солода (солодовое)

1,24*

2,48*

Вина натуральные с добавлением спирта и крепкие (крепленые)

3,58*

7,16*

Спирт этиловый, неденатурированный с

концентрацией спирта менее 80 об. %

70,53*

105,80*

Сигареты без фильтра, папиросы

304,11**

425,75**

* гривен за 1 литр (для этилового спирта единицей измерения является 1 литр 100-процентного спирта)

** гривен за 1000 штук (пп. 215.3.1. НКУ)

Следует отметить, что в отличие от большинства других последних налоговых новаций, изменения по ставкам акцизного налога и введения системы электронного администрирования реализации топлива вступают в силу позже — в течение 2016.

Примечание:

  • Введено акцизную накладную, а также установлен порядок ее оформления и регистрации (ст. 231 НКУ)

  • Среди прочего вводится системы электронного администрирования реализации топлива путем создания Единого реестра акцизных накладных (14.1.601 НКУ), в котором будут регистрироваться акцизные накладные и расчеты корректировок к ним.

“Три очерка об…” или коротко про НДС  

Пожалуй один из немногих налогов, который не появился как новый, и не изменился в процентном соотношении. Но все же потерпел некоторых изменений в правовом налоговом регулировании. Более детально:

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

примечание

положение

примечание

положение

п. 193.1 НКУ

20%

п. 193.1 НКУ

20%

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ

п. 193.1 НКУ

7%

п. 193.1 НКУ

7%

БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ*

п. 200.5 НКУ

По общему правилу право на получение бюджетного возмещение имеет лицо, которое было зарегистрировано как плательщик НДС не менее чем за 12 календарных месяцев и имело объемы налогооблагаемых  операций за последние 12 календарных месяцев меньше, заявленной суммы бюджетного возмещения

п. 200.5 НКУ

норма ОТМЕНЕНА, а значит: отменены ограничения права на получение бюджетного возмещения лицом, которое недавно было зарегистрировано в качестве плательщика НДС или имело меньшие объемы налогооблагаемых операций, чем заявленная сумма бюджетного возмещения

-

Норма отсутствует

п.200.7.1,

п. 200.7.2 НКУ

Введен РЕЕСТР ЗАЯВЛЕНИЙ о возврате суммы бюджетного возмещения

Возвращение согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесение в реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения с опубликованием Реестра заявлений на официальном сайте ДФС

пп. 200.18 — 200.21 НКУ

Автоматическое бюджетное возмещения, при условии соблюдение определенных критериев

пп. 200.7.2, 200.7.3, 200.19 НКУ

Норма об автоматическом бюджетного возмещения и критериев для такого возмещения — исключена. Вместо этого — критерии, соответствие которым является основанием для автоматизированного внесения заявления о возврате суммы бюджетного возмещения в Реестр заявлений о возвращении сумм бюджетного возмещения

*Предполагается, что обязательства на бюджетное возмещение в части согласованной суммы бюджетного возмещения возникает со дня окончания процедуры административного или судебного обжалования, в случае если решение принято в пользу налогоплательщика. (п. 200.15)

ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕНЫ ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО НДС

п.43.4 НКУ

Излишне уплаченные денежные обязательства по НДС могут быть возвращены, в том числе на текущий счет плательщика налогов

п.43.4,

п. 2001 .4 НКУ

Излишне уплаченные денежные обязательства по НДС могут быть возвращены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на НДС-счет плательщика НДС (не в текущий счет).

При этом речь не идет об ошибочно уплаченных денежных обязательства. Это означает, что такие суммы смогут быть использованы только при возникновении налоговых обязательств по НДС в будущем

И в заключении

Как бы парадоксально это не звучало, но на момент написания данной статьи уже обсуждаются новые изменения в Налоговый кодекс Украины. Сообщается, что несколько общественных организаций совместно пишут очередной проект изменений к Налоговому кодексу, который затрагивает налоговую нагрузку на бизнес.

Суть изменений в основном направлена на снижения ставок ЕСВ (10%) и налог на доходы физических лиц (10%).

Внимание!

Данная статья не является юридической консультацией и имеет целью дать общую информацию об изменениях в налоговом законодательстве Украины. Во избежания рисков, перед принятием любых решений, касающихся информации в этой статье, стоит обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Задать вопросы можно здесь (click)

Больше интересной информации на LinkedIn (click)

Home База знаний “Спокойствие, только спокойствие” или налоговые изменения 2016 года